Как подготовиться к Великому посту
Всем православным известно, что в течение года существует четыре поста. Самым серьезным и нелегким из них является Великий пост. Он длится дольше остальных, и требования к верующим во время его намного строже.
Церковь, как любящая Мать, стремится заботливо подготовить своих чад и направить их мысли и сердца в нужное русло. Таковой цели служат несколько подготовительных недель к Великому посту. То же самое касается и в отношении к телу: ограничение в пище дается постепенно в течение этих подготовительных недель. Чтобы плавно войти в режим Великого поста.
- Подготовительные недели
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о Страшном Суде
- Особенности Богослужения
Подготовительные недели
Всего Церковь предлагает три недели, которые являются
подготовкой к Великому посту:
- Неделя о мытаре и фарисее.
- Неделя о блудном сыне.
- Неделя о Страшном Суде.
Вообще то, приготовление к посту начинается еще с недели о Закхее, которая предшествует Неделе о мытаре и фарисее. В евангельском отрывке, который читается в эту неделю, говорится о начальнике над мытарями. Он очень хотел увидеть Христа, о Котором так много говорят, что залез на дерево, потому что был невысокого роста. Но каково было его удивление, когда проходивший мимо дерева Христос, обратился к нему, называя его по имени.
Спаситель сказал Закхею, что Он должен сегодня побывать у
него дома. Это было задумано заранее, и не было пустым времяпровождением. После
беседы со Христом, в душе Закхея произошли большие перемены. Он изъявил желание
отдать все награбленное нищим, а тем, кого обидел, взяв с них лишние подати,
отдать им в четыре раза больше.
Таким образом, Закхей явил пример покаяния. Этого не оценили фарисеи, которые осудили Спасителя, Который ходил в дом к грешнику.
Церковь этой евангельской притчей старается донести до своих чад на примере Закхея истинное покаяние. Ведь покаяние без исправления бывает бесплодно. Это – важно, поэтому неделя о Закхее следует первой в подготовке к Великому посту.
Неделя о мытаре и фарисее
Затем идет неделя о мытаре и фарисее, с помощью которой Церковь учит нас смирению мытаря. Он был грешнее многих, но почему же именно его Христос в Евангелии ставит нам в пример? Потому что мы должны стяжать такое же смирение духа, которое явил мытарь, который боялся поднять глаз на небо и твердил лишь одно: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
Ему противопоставляется фарисей, который был в принципе праведный. Он угождал Богу добрыми делами и постом. Но все его добродетели перечеркнула гордость, с которой он посмел предстать пред лицом Божием.
Во время недели о мытаре и фарисее поста нет. Это – сплошная седмица.
Неделя о блудном сыне
Следующая подготовительная неделя – воспоминание притчи о
блудном сыне. Это – аллегория, которая представляет в лице блудного сына всех
грешников, решивших покаяться. На примере отца, простившего своего сына и
одевшего его в лучшие одежды, показан человеколюбивый Бог, готовый всех
простить всех кающихся грешников, грядущих к нему.
В течение этой недели можно есть мясную пищу, за исключением среды и пятницы.
Неделя о Страшном Суде
Последняя неделя подготовки к Великому посту, во время которой вспоминается конец всеобщего бытия. Как известно, при кончине мира сего настанет воскресение мертвых, а затем всех людей, мертвых и живых ждет Суд. Он называется «Страшным» по причине своей глобальности. Вслед за ним следует только вечность.
Как говорится в евангельской притче, вспоминаемой в эту
неделю, Господь при кончине века разделит всех людей на две группы, одну из
которых поставит справа от Себя, а другую – слева. Справа будут те, которые
отправятся в вечное блаженство, а слева – которые пойдут в вечное мучение. И
определяющим моментом будет тогда сердечное милосердие.
В течение этой недели нет постов, она сплошная. Но запрещено уже вкушение мясной пищи. В конце этого недели бывает воскресенье, последнее перед Великим постом, которое называется «прощеным». В этот день все верующие просят прощения друг у друга, священнослужители и даже сам Патриарх в том числе. При этом в церкви все встают на колени.
В прощеное воскресенье некоторые предпочитают принимать участие в проводах масленицы. Однако, это – не православный праздник, а древний языческий. Особенно неблагочестивым обычаем является сожжение чучела на костре. Немногие знают, что это – колдовской ритуал, во время которого раньше происходили многие непристойные вещи.
Многие святые предостерегали чад своих от участия в подобных
масленичных торжествах. Не стоит также в эти дни предаваться чревоугодию и
пьянству. Важно помнить, что цель этих дней – подготовиться достойно к Великому
посту. Поэтому эти языческие мероприятия могут сильно повредить душе, после
участия в которых, она охладевает, расслабляется и не может достойно встретить
грядущий серьезный духовный подвиг.
Особенности Богослужения
В эти подготовительные недели постепенно изменяется порядок Богослужений. Например, в неделю о Страшном Суде не положено служить Литургии в среду и пятницу. А, начиная со среды, на вечерни уже читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами «Господи и Владыка живота моего».
Со второй приготовительной недели (о блудном сыне) и до поста после Полиелея на всенощной поется песнопение «На реках Вавилонских». Это – псалом 136, который повествует о пленении евреев и переселении в Вавилон. Довольно печальная страница истории Ветхого Завета вспоминается перед Великим постом как аллегория – пленение души страстями, врагами рода человеческого.
С Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста на всенощной поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Делается это для того, чтобы настроить верующих на нужный, покаянный лад.
Перед вечерней прощеного воскресенья храмы переоблачаются в черный цвет. Это – цвет строгости, скорби по распятому Христу. Веселых и торжественных песнопений уже не будет звучать в церкви до Светлого Христова Воскресения. Церковь призывает своих чад погрузиться в покаяние и сосредоточенную молитву. Ничто не должно отвлекать православных от этого важного дела для спасения души.
Как подготовиться к Великому посту — прот. Андрей Ткачёв