Символика света в православном богослужении
Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается по-разному: иногда его пространство залито светом, струящимся из окон, ярко горящими паникадилами, свечами и лампадами, в другое время он оказывается погружённым в полумрак, и только одинокая свеча теплится в руках у чтеца.
- Краткий исторический обзор
- Ветхозаветный период
- Раннехристианские традиции
- Святые Отцы церкви о традициях возжигания светильников в храме
- Современные традиции внутреннего освещения православного храма во время богослужения
- Церковная свеча: её значение и предрассудки, связанные с ней
Краткий исторический обзор
Обычаи использования светильников в православном богослужении, как и другие традиции, были наследованы христианами из Ветхого Завета.
Ветхозаветный период
Одно из первых повелений, которые пророк Моисей получил от Бога, относилось к обустройству скинии. В ней полагалось установить золотой светильник с семью лампадами. (Исх. 25:31-37).
Светильники для иудеев были знаком Божьего водительства, поэтому перед книгой Закона Моисея всегда горела неугасимая лампада как символ того, что Закон Божий есть светильник для человека в жизни.
Во дворе Иерусалимского храма ежедневно совершалась молитва. В это время в святилище первосвященник в полной тишине и безмолвии готовил светильники для того, чтобы возжечь их вечером. После вечерней жертвы они не гасились всю ночь.
Постепенно храмовая традиция переместилась в дома иудеев – торжественные трапезы в субботу и на Пасху также стали сопровождаться зажжением специальных светильников.
Раннехристианские традиции
В Книге Деяний святых апостолов содержатся свидетельства о том, что в первые века христиане, наследуя иудейские обычаи, возжигали свечи, когда собирались для молитвы и преломления хлеба (Деян. XX, 8). Кроме символического, это действие преследовало вполне утилитарные цели: во время гонений христианские общины вынужденно собирались по ночам в катакомбах и подземельях, чтобы не привлекать к себе внимания властей.
Ветхозаветную традицию возжигания лампады перед Книгой Закона, христиане трансформировали – установили правило предварять вынос Евангелия горящей свечой. При его чтении освещение помещения для собраний было максимальным – должны были гореть все свечи и лампады.
Со временем традиционным стало зажжение лампад и свечей перед иконами святых, гробами мучеников, другими священными предметами. Это действие знаменовало благоговение перед святыней. После прекращения гонений обычай возжигания свечей остался.
Святые Отцы церкви о традициях возжигания светильников в храме
Когда на VII Вселенском Соборе (786г.) было утверждено иконопочитание, вместе с этим, было отведено место возжжению свечей.
Тертуллиан так писал по этому поводу: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме»
Иерусалимский Патриарх Софроний, живший в VII веке, сравнивал свет от лампады и свечи с тем светом, которым сияют праведники. В XV веке бл. Иероним Солунский отметит ещё один аспект: «Возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире».
Современные традиции внутреннего освещения православного храма во время богослужения
Богослужебный Устав, вместе со священнодействиями и песнопениями, отводит особое место использованию светильников во время службы, регламентируя количество зажигаемых лампад и свечей сообразно богословскому смыслу происходящего.
Самый «тёмный» момент суточного богослужебного круга – чтение Шестопсалмия, когда гасятся все свечи, за исключением тех, которые находятся перед иконами Спасителя, Богородицы и перед иконостасом, а также одной свечи в середине храма, освещающей Псалтырь, по которой читает пономарь.
Полумрак способствует вниманию, сосредоточенности и самоуглублению молящихся, ведь тексты этих шести псалмов выражают сознание греховного состояния и напоминают о множестве врагов, которые способны погубить человека. После завершения чтения Шестопсалмия храм освещается снова.
Святой Симеон Солунский объясняет это так: «Иерей… по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению, и в это время зажигаются свечи в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом…поется: «Бог Господь и явися нам». Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, «свет велий возсия». При пении псалмов «Хвалите имя Господне», «Исповедуйтеся Господеви» в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются и священник, предшествуемый диаконом со свечей, выходит из алтаря».
На вечерних будничных службах, когда молитвы наполнены сокрушением о грехах и скорбью, в церкви горят только отдельные лампады и свечи. Повечерие, часы и полунощница освещены гораздо более скудно, нежели вечерня и утреня.
Больше всего светильников горит во время Божественной Литургии. Самую первую зажжённую свечу поставляют на жертвеннике, затем – на престоле. Затем возжигаются свечи перед образами Иисуса Христа, Богородицы, храмовой иконой и образами святых.
Апогей освещенности храмового пространства – время чтения Священного Писания. В этот момент горят абсолютно все светильники, в знак того, что свет Христовой истины просвещает всех.
Церковная свеча: её значение и предрассудки, связанные с ней
Миряне участвуют в богослужении вместе со священнослужителями, поэтому каждый из приходящих в храм может поставить свечу. С этим замечательным обычаем связаны некоторые предрассудки и суеверия.
В сущности, церковная свеча – это маленькая жертва, которую приносит человек Богу и, в то же время, – это символ молитвы. По обычаю, её зажигают от другой свечи, а не от лампады. Так поступают для того, чтобы воск не попадал в лампадное масло. Никаких других богословских объяснений в этом отношении не существует.
Если все гнёзда на подсвечнике заняты, свечу принято оставлять в специально отведённом месте, чтобы сотрудники храма поставили её позже.
Свечи, зажигаемые с заупокойной молитвой, ставят на канунник (небольшой квадратный столик с распятием), все остальные – перед иконами Господа, Божией Матери и святых.
В некоторых случаях – на пасхальной службе, на панихиде во время соборования свечи держат в руках.
В отличие от поминальных записок, в которые вносятся имена только крещёных людей, свечу можно ставить как о членах Церкви, так и за некрещёных людей.
Важно помнить, что любой обычай, существующий в православном храме, несёт в себе богословский смысл, поэтому главное – вникнуть в него, а не просто совершить ритуал.